Инстинкты и эмоции < Нравственно-этические вопросы
  Вопросы гигиены пола  
Нравственно-этические вопросы > Инстинкты и эмоции

Инстинкты и эмоции

Данную тему необходимо раскрыть так, чтобы разговор с молодежью касался не только основных теоретических положений, но и конкретных примеров и советов.

Слово «инстинкты» происходит от латинского «instigare» — «побуждать»: Это наследственные биологические реакции, необходимые для продолжения органической жизни.

По существу инстинкты — это сложные врожденные реакции, рефлексы, которые служат целям приспособления организма к окружающей среде. Эти рефлексы ученые назвали безусловными, т. е. возникающими независимо от воли человека. К ним относятся оборонительный, половой, инстинкт голода, или пищевой.

Следовательно, инстинкт — не что иное, как совокупность побуждений и чувств, заставляющих живое существо совершать те или иные поступки как для поддержания индивидуальной жизни, так и для поддержания вида.

Несколько подробнее лектору рекомендуется остановиться на вопросе: можно ли управлять инстинктами? При этом необходимо подчеркнуть, что никакие общественно полезные навыки не могут быть закреплены, если не учитывать силу воздействия и соотношения отдельных инстинктов. Надо указать на исследования физиологической школы И. П. Павлова, которая доказала возможность торможения и переключения инстинктов'. Благодаря торможению, например, такой выраженный и сильный инстинкт, как половой, оказался у человека в подчиненном (управляемом) состоянии.

В заключение лектору рекомендуется сказать о том, что культура, воспитание и самовоспитание могут не только влиять на инстинкты, но и управлять ими.

Тема об эмоциях и их роли в человеческом обществе требует от лектора освещения с двух точек зрения, а именно: что собой представляют эмоции и как они влияют на общественное бытие человека.

«Эмоция» происходит от латинского «emovere» —- «возбуждать», «волновать». Роль эмоций, переживаний в жизни человека велика. Характерно в этом отношении высказывание В. И. Ленина о том, что «...без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

И. П. Павлов писал: «...наш субъективный мир есть первая реальность, с которой мы встречаемся. ...На этом складывается вся социальная и личная жизнь». По свидетельству И. П. Павлова эмоции — источник силы для корковых клеток, а их в коре головного мозга насчитывается около 15 миллиардов. Какой же запас неиссякаемой энергии таят в себе эмоции!

Эмоции — своеобразный неиссякаемый родник человеческих чувств: от страдания до высокой духовной радости и социального жизнеощущения.

Велика в жизни человека роль эмоциональных состояний. Они — источник вдохновения и творческих порывов. Однако иногда они могут стать причиной нервных заболеваний, которые психиатры назвали неврозами (психогениями), имеющими в основе психические переживания. Развитию таких болезненных состояний способствуют отрицательные, длительные или внезапно нагрянувшие эмоции (безвозвратная потеря кого-либо, чувства страха, унижения, тоски и т. д.).

Желательно, чтобы лектор упомянул о материальном источнике эмоций — подкорковых областях мозга (таламус, гипоталамус и так называемая ретикулярная формация).

Внешнее выражение эмоций не требует больших объяснений. Эмоции выражаются не только в мимике лица, но и в моторике, позе. Можно привести такие примеры: любимая юношей девушка дала согласие на брак. Едва сдерживая свою радость, юноша, всегда серьезный и медлительный, дома вдруг пустился в пляс, вдохновенно декламируя стихи о любви, становился в позу победителя, т. е. делал многое такое, что в обычной жизни люди, знавшие его, сочли бы ненормальным.

Эмоциям сопутствуют изменения сердечно-сосудистых функций, дыхания, сокращение гладкой мускулатуры сердца, желудка, кишечника.

Хорошо, если лектор подчеркнет, что эмоции присущи не только человеку, но и коллективу, обществу. В формировании общественного настроения должны участвовать кино, радио, телевидение, призванные создавать положительные эмоции. На настроении окружающих людей отражается и настроение одного человека. Следует подчеркнуть положение о том, что в формировании общественного эмоционального настроения большую роль играют новые экономические условия труда, красивая, эстетическая обстановка учебных заведений, производств, учреждений быта и т. д. Хорошее настроение, положительные эмоции повышают производительность труда, успехи в учении и даже создают вдохновение.

Выдающийся театральный деятель, исследователь человеческих эмоций К. С. Станиславский создал в искусстве творческий метод игры артистов, согласно которому человеческие эмоции, сыгранные перед зрителем со всей искренностью, окрыляют его, помогают плодотворно трудиться, влияют на нравственные качества человека.

Лектор должен пояснить, что преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать в себе способность к эмоциональному равновесию, выдержке, силу воли — во власти человека. Люди, наделенные такими качествами, становятся подлинными хозяевами жизни.