Воспитание чувств < Нравственно-этические вопросы
  Вопросы гигиены пола  
Нравственно-этические вопросы > Воспитание чувств

Воспитание чувств

Как уже было сказано, эмоции человека тесно связаны с чувствами. Чувство — своеобразная форма отражения действительности, в которой выявляется отношение человека к миру. Говорят, что есть люди с богатыми и бедными чувствами. Чувств множество, и они бывают разные. Положительные — удовольствие, радость, восторг, ликование, воодушевление, вдохновение, готовность к подвигу. Отрицательные — грусть, скорбь, печаль, уныние, безнадежность. Те или иные эмоции делают человека или вялым, опустившимся, бездеятельным, понурым, сумрачным или, наоборот, заставляют его пылать, пламенеть, блистать всеми возможностями богатства чувств, ума, остроумия.

Лектору нужно рассказать о влиянии чувств на здоровье человека. Например, положительные чувства не дают больших следовых физиологических реакций, такой, скажем, как длительное повышение кровяного давления. А вот отрицательные переживания (горе, тоска), наоборот, дают длительную, значительную, а следовательно, не безразличную для организма следовую реакцию.

В наше время большое внимание уделяется стрессу — нервному напряжению, симптомами которого являются: усталость, эмоциональная угнетенность, растерянность, иногда чувство беспомощности, отсутствие силы воли, парадоксальные реакции, например попытки к самоубийству. Однако в противовес этому человек в состоянии вызвать в себе положительные реакции, что достигается самотренировкой, воспитанием воли, умением переключиться от сугубо личного к общественно полезным целям.

Таким образом, можно считать, что чувства — это субъективное отношение человека к окружающим его людям, к общественной жизни, явлениям природы и т. д. Их физиологическая основа — нервные процессы, происходящие в коре больших полушарий головного мозга.

Лектору следует сказать и о чувствах, подчиняясь которым, человек опускается до уровня животного. В то же время человеку свойственны высшие чувства, социальные. Стремление следовать им всегда приносит большое удовлетворение человеку и пользу обществу. Чувства можно воспитывать, о чем писал академик П. К. Анохин: «Мы, к сожалению, упускаем тот очевидный факт, что эмоции как физиологическое явление точно так же поддаются воспитанию и тренировке, как и наши мускулы». Воспитание чувств ведет к гармоническому развитию человека.

Однако существует, по И. П. Павлову, «предел работоспособности» не только нервных клеток, но и эмоциональных состояний, когда постоянное напряжение нервной системы может привести к болезненным симптомам: головной боли, плохому самочувствию. Следовательно, тренировка чувств должна быть постепенной. Только тогда она будет способствовать их формированию и укреплению воли.

Лектору целесообразно привести некоторые научные данные. Социологические исследования, проведенные нами среди молодежи, совмещающей труд с учением, показали, что как учебные, так и производственные успехи находятся в прямой зависимости от настроения и дисциплины чувств человека.